Уважаемые Партнёры и Заказчики, вы, наверное, знаете, что мировая экономика уже больше года не может справиться с дефицитом чипов, возникшим во время острой фазы коронавирусной пандемии. Проблема далека от разрешения: дефицит, напрямую бьющий по кошелькам потребителей, не удастся быстро преодолеть, скептичны эксперты.
Глобальная нехватка микросхем в 2020-21 годах — кризис, в котором спрос на интегральные схемы превышает предложение. Кризис затронул более 169 отраслей, для которых требуются полупроводники, включая производство видеокарт, смартфонов, игровых приставок; автопромышленность.
Причины
Среди причин кризиса — пандемия COVID-19, которая привела к увеличению спроса на вычислительную технику, бытовую электронику и медицинское оборудование.
Кроме того, пожары в конце октября 2020 года на фабрике аудиочипов Asahi Kasei Microsystems (AKM) и 19 марта 2021 года на заводе компании Renesas затронули производство микросхем для автопромышленности. Из-за засухи в Тайване возникли проблемы с заводами крупнейшего производителя чипов TSMC. В итоге TSMC и VIS, по данным Reuters, начали даже заключать контракты на поставку воды цистернами, чтобы избежать перебоев с водоснабжением.
Аномальные морозы и штормы частично парализовали энергоснабжение в Техасе, где находится большое количество предприятий микроэлектроники, и производство было приостановлено; в том числе на заводах Samsung в Остине и на двух фабриках нидерландской NXP.
Последствия
Дефицит чипов обрушил продажи автомобилей в августе в России на 17 % и привёл к значительному повышению цен. Также из-за дефицита чипов и повышения спроса оборудования для майнинга сильно подорожали видеокарты; многие модели выросли в цене в 2-2,5 раза по сравнению с 2020 годом. Ожидается, что дефицит игровых консолей Sony PlayStation 5 и Xbox Series X продержится как минимум до конца 2021 года.
По мнению одного из экспертов, ситуация ухудшается еще и потому, что производители сейчас переходят на новые техпроцессы, процесс производства усложняется. И это одна из причин, по которой поставщики электронных компонентов не могут в кратчайшие сроки увеличить объемы поставок.
Ранее уже сообщалось, что проблемы сейчас у всех, кто использует современные полупроводниковые чипы в производстве. Например, у автомобильной отрасли — здесь такие гиганты, как Nissan, Toyota и Volkswagen собираются снижать объемы производства. И не потому, что у них не хватает возможностей для выполнения плана, а потому, что нет чипов, которыми оснащаются современные автомобили. Сейчас машина — это уже не только транспортное средство, но и высокотехнологичная электронная система, сервер на колесах.
Из-за дефицита полупроводников снижается прибыльность автомобильных компаний. Например, прибыльность General Motors по итогам 2021 г. может рухнуть до 3,4%, а у Ford Motor — до 1,8%. Если говорить о выручке, это означает падение валовой выручки у первой компании до 30%, или $2 млрд. У Ford — $2,5 млрд. Для наглядности можно посчитать снижение поставок автомобилей в штуках — только американские компании, скорее всего, недопоставят 350 тыс. автомобилей. А потом ситуация станет еще хуже.
К сожалению, дефицит чипов коснулся и производителей автоматики для ворот. Так, например, поставки приводов FAAC тип С-720 и С-721 происходят с перебоями, что, конечно, удлиняет сроки поступления на рынок России.
Шлагбаумов это коснулось в меньшей степени, по данным от производителя FAAC GROUP на складах есть достаточный запас микросхем.